Псковское время
10:27
Понедельник, 24 Января
Курсы валют
сегоднязавтра
86.82 86.91
76.44 76.69
Котировки
РТС 1401.88 17.21
ММВБ 3439.25 19.06
Brent 87.69 0.13
Андрей Турчак

Коронавирус испытал на прочность нашу отечественную систему образования

16:5821.07.2020 9789

В Совете Федерации состоялось заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации мы рассмотрим вопросы внедрения цифровых технологий в сферу образования. Мероприятие прошло в режиме видеоконференции.

Провел заседание заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак.

«Цифровизация уже в течение нескольких лет рассматривается в качестве одного из ключевых направлений развития образования. Не случайно в состав национального проекта «Образование» включён федеральный проект «Цифровая образовательная среда», цель которого — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней», — отметил вице-спикер СФ.

По его словам, результаты, достигнутые в ходе реализации этого федерального проекта, оказались крайне востребованными уже в этом году. В условиях пандемии привычный уклад нашей жизни вынужденно трансформировался, и сфера образования не исключение. В этот непростой период страна приобрела большой опыт по развитию дистанционного обучения. В кратчайшие сроки студенты и преподаватели, учителя и 16,5 млн детей ушли учиться на «удалёнку». Отрадно, что образовательный процесс не прервался. «Коронавирус испытал на прочность нашу отечественную систему образования. В целом можно сказать, что она преодолела вызовы, с которыми еще не приходилось сталкиваться. Продемонстрировала готовность быстро меняться, подстраиваться под новые условия. Предлагать новые форматы и формы обучения», — сказал Андрей Турчак.

Сенатор напомнил, что об этом вчера на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам говорил Президент России. По словам руководителя страны, технологический и организационный потенциал нашего образования является нашим конкурентным преимуществом.

«Этот потенциал надо использовать, чтобы войти в число мировых лидеров по качеству общего образования, по объёмам научных исследований и разработок», — подчеркнул законодатель.

Вместе с тем, вице-спикер СФ считает очевидным, что в системе образования вскрылись серьезные проблемы при столь масштабном и оперативном переводе занятий в онлайн-формат. За время самоизоляции количество посещений школьниками российских образовательных интернет-ресурсов увеличилось в 20 раз. Почти половина педагогов (47 проц.) отмечали, что им требуется помощь, чтобы вести дистанционное обучение эффективно.

Андрей Турчак проинформировал, что в рамках федерального проекта «Цифровая инфраструктура» ведется работа по подключению школ к широкополосному Интернету. Необходимо не просто подключить школы к сети Интернет, а также оснастить общеобразовательные организации компьютерной техникой. В настоящее время только одна четвертая примерно из 40 тысяч российских школ имеет информационную инфраструктуру, полностью готовую к проведению дистанционного обучения. До сих пор ещё имеются населенные пункты, где отсутствует доступ к Интернету. Информационная инфраструктура большинства вузов также оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в онлайн.

Андрей Турчак добавил, что негативную роль сыграло несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов, которые использовали организации в образовательной деятельности в дистанционном формате, дефицит достаточно большого количества современных онлайн‑курсов. «Поэтому важно определить стандарты для разработки онлайн‑курсов и запустить отдельную программу стимулирования их создания, вовлекая в такую деятельность максимально широкое количество представителей научных и образовательных организаций».

При этом вице-спикер СФ подчеркнул, что дистанционное образование, конечно, будет использоваться как вспомогательный инструмент, но ни в коем случае не заменит традиционное образование. Многое из того, что вошло в нашу жизнь ввиду карантинных мер, в том или ином виде продолжит своё существование и в посткоронавирусном мире, добавил сенатор.

Он напомнил, что Президентом поставлена задача — учесть уникальный опыт дистанционного образования, развивать его потенциал, совершенствовать действующее законодательство. «Статус дистанционного образования в российском законодательстве определён», — констатировал Андрей Турчак. Возможность электронного обучения и дистанционного освоения образовательных программ предусмотрена положениями статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как отметил вице-спикер СФ, анализ результатов мониторинга перехода на такую форму обучения выявил пробелы в действующей системе образования. Для их заполнения необходимо «донастроить» законодательство. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Сенаторами разработан законопроект, которым уточнены полномочия Минпросвещения и Минобрнауки в этой сфере, установлен порядок применения электронного обучения.

В связи с этим сенатор уточнил, что одновременно необходимо формировать цифровые навыки у учителей. С этой точки зрения, в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» есть федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в который возможно следует включить дополнительные мероприятия, связанные именно с подготовкой учителей к использованию цифровых технологий.

«В общенациональный план восстановления экономики включены предложения Совета Федерации по законодательному обеспечению дистанционной трудовой деятельности. В их числе законодательное регулирование дистанционной работы. Законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной Думе. Его соавтором является Председатель Совета Федерации».

При этом вице-спикер СФ обратил внимание на то, что сейчас в стране для организации учебного процесса в режиме онлайн используются в основном зарубежные программные решения. И здесь остро встаёт проблема обеспечения информационной безопасности.

Конкретным шагом в этом направлении парламентарий назвал реализацию подготовленного по поручению Президента плана по налоговому маневру, направленному на стимулирование развития отрасли информационных технологий. Также глава государства поручил Правительству продолжить анализ условий работы ИТ-отрасли.

«Наша задача сегодня – проанализировать имеющийся опыт, понять, что было сделано правильно и какие наработки мы можем успешно использовать в дальнейшем. Выработать действенные меры для адаптации существующей системы высшего и общего образования к новым реалиям», — считает Андрей Турчак.

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.